Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы
НАША НОВАЯ ШКОЛА электронный мониторинг развития образования
Мониторинг использования учебников и пособий в Российской Федерации
Информационная система мониторинга деятельности малокомплектных школ
Центр мониторинга и оценки качества образования Липецкой области
ГАУ ДПО Липецкой области "Институт развития образования"
ШКОЛАМ РОССИИ программное обеспечение, техническая поддержка, дистанционное обучение
СИСТЕМНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ СЕЛА
Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся:
«…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
…защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
…адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
Последовательная и полная реализация системой образования этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями. Однако это может произойти только в том случае, если система образования проведет данную работу строго адресно, исчерпывающе полно и всестороннее зная базовые характерологические особенности как своих воспитанников, так и того пространства, в котором осуществляется их социализация.
Человек становится человеком, только осваивая культуру. Она есть предпосылка и условие развития индивидуальности, включает в себя исторически развивающиеся программы жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают «воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях».
Но культура становится не потенциальным, а реальным источником развития только в деятельности, только тогда, когда индивид выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства. Обеспечить это присвоение призвано образование. Образование с этой позиции понимается как особая деятельность, в форме которой происходит присвоение людьми культурных достижений человечества, и посредством этого осуществляется их психическое развитие.
Таким образом, культурно-образовательное пространство мы определяем как совокупность разнообразных и разноуровневых образовательных программ, форм деятельности и коммуникации, включаясь в которые люди получают возможность осваивать достижения культуры и посредством этого развивать свою личность.
Культурно-образовательное пространство – это не среда, в которой протекает образовательная деятельность. Это пространство форм самой целенаправленной деятельности людей, реализующих в ней свои образовательные потребности.
Факторы и механизмы развития
культурно-образовательного пространства
Развитие культурно-образовательного пространства происходит за счет:
1. изменения состава образовательных программ, исключения неэффективных программ или программ, не соответствующих образовательным потребностям населения территории, введения новых программ;
2. повышения качества реализации образовательных программ;
3. повышения доступности образовательных программ для различных групп населения;
4. создания новых центров общения, способствующих реализации образовательных интересов представителей разных социальных групп.
Наша задача - обеспечить управляемость этих изменений, которые могут происходить в результате реализации спланированных органами внутришкольного управления изменений в образовательном учреждении и учреждениях культуры.
Управляемое развитие культурно-образовательного пространства предлагается осуществлять на основе программно-целевого подхода к управлению изменениями в сочетании с принципами демократического управления.
Основные задачи программы:
- отработка нового содержания образования, соответствующего современному уровню науки, культуры;
- использование образовательных технологий, обеспечивающих возможность выхода на индивидуальные образовательные траектории;
реализация инновационных проектов и программ, развитие научно-исследовательской и проектной деятельности учителей и учащихся;
- совершенствование информационного образовательного пространства школы,
- создание базы эффективных решений для интерактивного оборудования;
- развитие системы подготовки и переподготовки педагогов школы;
- развитие партнерства с субъектами муниципальной и региональной системы образования;
- формирование и реализация экономических механизмов развития школы;
- развитие материально-технической базы и внедрение учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню качества;
- повышение эффективности системы внутришкольного управления.
Цель системно-деятельностного управления образовательным процессом: ресурсное обеспечение условий для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса и социальной среды в качественном образовании
(максимальное развитие способностей обучающихся, их личностная, социальная самореализация и профессиональное самоопределение).
В процессе предыдущего этапа был отработан алгоритм применения технологии социального проектирования на всех этапах обучения, выявлены социальные эффекты применения данной технологии, определены возможности использования проектов для оценки результатов образования.
В ходе дальнейшей работы по данному направлению планируется рассмотрение следующих задач:
1. Отработка модели интеграции общего и дополнительного образования в условиях взаимодействия с социокультурным пространством села.
2. Формирование социального заказа образовательному учреждению с привлечением органов государственно-общественного управления (ГОУ) в рамках созданного культурно-образовательного пространства.
3. Определение роли органов ГОУ в оценке результатов образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Механизмом реализации целей и содержания проектируемого процесса является взаимосвязь между системно - целевым управлением и внеучебной деятельностью.
Ожидаемые результаты
- достижение заданного качества образования, совершенствование содержания образования, реализация современных технологий обучения.
- обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности;
- обретение воспитанниками способности владеть набором программ деятельности и поведения, характерных для актуальной социокультурной традиции и перспектив ее развития, а также усвоение ими тех знаний, ценностей и норм, которые эти традиции выражают;
- повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, обеспечение преемственности на всех уровнях и ступенях, усиление социальной компетентности выпускника;
- формирование гражданского правосознания, патриотизма, социальной ответственности и активности;
- развитие толерантности, стремления помогать другим людям;
- степень сплоченности классных коллективов;
- широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках,
- характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы адекватность самооценки степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать и «сорадоваться» (А.Г. Асмолов), понимать принимать других людей, терпимость и лояльность степень самореализации (реализации индивидуальных возможностей) выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера.
Социокультурный прогресс школьников,
который найдет свое отражение в школьной системе оценки качества образования,
а также в личном портфолио учащегося:
- сохранение и укрепление здоровья;
- овладение языками (родным, русским, иностранным) в контексте) освоение и популяризация родного и мирового культурно-исторического наследия и достояния;
- общественно-полезная деятельность в ОУ и социуме (акции)
- укрепление дружбы (совместные праздники, дни рождения), развитие солидарности и взаимопомощи;
- культуро- и природоохранная деятельность (акции);
- индивидуальные достижения в конкретных направлениях деятельности (в т.ч. в личных увлечениях);
- коллективная социокультурная деятельность (спортивная команда, сайт, газета, конкурсы и др.)
В самой школе или при ней, или в малом социуме создаются несколько образовательных пространств:
- познавательное пространство,
- культурно-творческое пространство,
- спортивное или пространство здоровьесбережения,
- природное пространство,
- производственное пространство,
- пространство социальной активности или социализации.
Все эти пространства в диалектическом развитии являются системным полем воспитания, позволяющим каждому ребенку найти свое замечательное дело и возможности для самореализации в школьной жизни.
Модель интегрирования общего и дополнительного образования
в условиях взаимодействия с социальным пространством села Преображеновка
Системно-целевое управление школы с. Преображеновка